0 — не справляется, выполняет меньше 20% запланированных задач;
1 — выполняет 20-40% задач, делает много ошибок, руководителю приходится часто подключаться и контролировать работу;
2 — выполняет 40-60% задач, допускает ошибки, скорее работает в роли исполнителя;
3 — выполняет 60-80% задач, практически без ошибок, иногда нужна помощь в создании образа результата;
4 — работает отлично, выполняет 80-100% запланированных задач, может работать автономно, хорошо понимает образ результата, берёт дополнительную ответственность, не теряя качества по имеющимся задачам.
1. Стресса нет / «болото». Человеку на работе скучновато, но комфортно и не хочется ничего менять.
2. Небольшой стресс. Человек столкнулся с вызовом и реагирует на него конструктивно.
3. Пиковый сильный стресс. На короткое время человек может начать «сворачивать горы», но дальше нуждается в отдыхе.
4. Продолжительный сильный стресс / деморализация. Человек явно не в порядке и не справляется с нагрузкой, со временем состояние становится только хуже.
Признаки: сильная усталость — выглядит измождённым и не отдохнувшим после выходных, может начать часто болеть. Снижение качества работы — дольше собирается с силами, чтобы начать, работает медленнее и хуже, чем обычно, чаще допускает «глупые» ошибки, медленнее принимает решения. Эмоциональная неустойчивость — может стать более раздражительным, вспыльчивым, конфликтным, или замкнуться в себе, испытывая беспомощность.
5. Выгорание. Человек уже едва способен выполнять работу, и ему нужно продолжительное восстановление. Либо уже решил, что работа с такой нагрузкой (организацией дел, отношением к людям и т. д.) ему не подходит, мысленно выпал из процессов и ищет другое место.
Первый способ — «вместе сделать первый шаг». Берём соразмерную человеку задачу, обязательно с учётом его способностей, интересов и амбиций. Вместе составляем план действий и помогаем выполнить по нему первые шаги — совместно или под контролем, — и отпускаем. Дальше нужно будет наблюдать, немного корректировать и подбадривать.
Второй способ — «подкинуть щенка». Рассказываем человеку о том, что есть новое, перспективное дело. Область ещё мало проработана, к ней пока нет серьезных требований. Человеку нужно будет самому в ней разобраться и взять под контроль. Дальше дело будет постепенно расти, и человек — вместе с ним.
Самый радикальный способ — «бросить на смерть». Постепенно вводим человека в курс дела, например, показываем, как сами делаем эту работу, знакомим с процессом, незаметно готовим. В один момент просим его себя подменить, подробно инструктируем на берегу и отпускаем. А дальше он сам справляется с ситуацией.
Во всех трёх случаях поначалу не нужно требовать высоких показателей. Пусть человек пока что думает не о результате, а о процессе, строит свою систему, учится чувствовать над ней контроль. А когда освоится, закрепляем его за делом, договариваемся об ответственности, о требованиях к результату.